Школа - территория здоровья

Что такое осанка?

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Правильная осанка - показатель правильного анатомического развития. Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом. Дети, имеющие нарушения осанки, как правило, отличаются плохим зрением, страдают заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. 

свернуть

Профилактика правильной осанки

Одним из наиболее эффективных средств сохранения и формирования правильной осанки является  профилактика.

К профилактике нарушений осанки относятся:

  •  движение во всех видах - подвижные игры, утренняя гимнастика, закаливание, плавание и т.д.;
  • подбор мебели соответствующий росту и пропорциям тела. Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула не должна превышать высоту голени до подколенной ямки.
  • правильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.). Тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд;
  • оптимальная освещённость рабочей поверхности;
  • полноценное питание, с достаточным количеством кальция, фосфора, витаминов;
  • при ношении различных тяжестей (рюкзаков, сумок, портфелей и др.) нагрузка на позвоночник должна распределяться  равномерно;
  • постель должна иметь жесткий матрац, не рекомендуется использовать пуховую подушку, подушка должна быть плоская;
  • родители и сотрудники детских учреждений должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят.

Для чего нужна человеку правильная осанка? Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной — назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках.

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника. Следующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться формируется - грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены.

Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

Есть ли какие-либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание?

Да, это так называемый «период риска», когда в организме происходит толчок в росте. В этот период связочно-мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета. «Период риска» начинается в 5-7 лет и 11-12 (у девочек раньше, у мальчиков позже) и заканчивается в период полового созревания. Эти два цикла самым непосредственным образом влияют на развитие сколиотической болезни в сторону ее прогрессирования.

Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником.

Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция позвоночника. Снижение рессорной функции позвоночника приводит к постоянным микротравмам головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности. Кроме того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Спинной мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов. При нарушении положения позвоночника происходит зажатие спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм.

Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д., приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей.

Кроме того, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника. Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, вследствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

-     слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

-     неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

-     сидения за столом, сгорбившись;

-     передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

-     различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

-     односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

У детей нарушению осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.

Цифры кричат! В настоящее время 95-97% (!) детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата - в том числе дефектами осанки. К сожалению, с каждым годом количество таких больных увеличивается.

Основная причина - гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов. Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.

Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и головной болью. Это почти всегда первый звонок к развитию ортопедических заболеваний, таких как сколиоз, юношеский остеохондроз.

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника.

При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие - ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.

Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

При кругло-вогнутой спине наряду с сутулостью отмечается выпячивание живота вперед, что может привести к опущению внутренних органов, расположенных в брюшной полости.

При неправильной осанке повышается и риск травматизма, в том числе микротравм головного мозга. Неудивительно, что многие люди, имеющие плохую осанку, страдают головными болями. Список заболеваний, изначально являющихся следствием неправильной осанки, можно продолжать до бесконечности. Необходимо помнить, что наш организм - единое целое, и возникшее заболевание всегда влечет за собой появление цепочки других.

К тому же, осанка зависит и от времени выявления её нарушения. А определение круга мероприятий, направленных на исправление осанки, поможет избежать многих проблем со здоровьем. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за осанкой у детей и подростков, строго контролировать их позы при сидении за столом, при стоянии и ходьбе.

!Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.

свернуть

Берегите зрение!

Зрение ребенка — это важнейший фактор, влияющий на   всю его       будущую  жизнь. Рост и развитие, учеба, спорт,   выбор профессии —     везде    необходимо хорошее зрение.

  В настоящее время значительно увеличивается число     глазных     заболеваний  у детей. Согласно мировой   статистике, проблемы со   зрение в    прогрессивных странах имеет каждый двадцатый ребенок дошкольного     возраста и каждый четвертый школьник. В Кобринском районе проживает 20 146 детей, из них нарушение зрения имеют более 30%.

Проблемы со зрением у детей сейчас часто связаны с большими нагрузками в школе, а также с использованием компьютеров и гаджетов. У малышей зрительная система не адаптирована к зрительным нагрузкам на близком расстоянии, самой сильной из которых являются игры на компьютере и в телефоне, просмотр мультиков на планшете, раннее увлечение телевизором. Длительное рассматривание мелких и движущихся изображений и связанное с этим напряжение – несоизмеримые зрительные нагрузки для глаз малыша, которые могут привести к развитию близорукости или миопии. У новорожденных детей зрение почти в 25 раз слабее, чем у взрослого.

Маленького ребенка лучше вообще не приучать к компьютерным играм и телевизору. Это не полезно не только для глаз, но и для развития ребенка в целом. Проводящие много времени за компьютерными играми дети становятся быстровозбудимыми, а порой, и агрессивными.

Рекомендуется:

До 3-х лет малышам лучше вообще не смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к перевозбуждению ребенка.
Если все-таки ребенок смотрит мультики, то разрешайте не более 1 часа в день.
В возрасте от 3 до 7 лет рекомендованное время просмотра телевизора – 1-1,5 часа, старше 7 лет – 1,5-3 часа в день. Но непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов (один фильм).
Расстояние до телевизора должно быть не менее 2 метров.
Родителям нужно помнить, что во всем нужно знать меру!

Наиболее распространенные заболевания в детском возрасте: косоглазие, миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), амблиопия. Так же имеет место такая временная патология, как спазм аккомодации (ложная близорукость) — напряжение цилиарной мышцы глаза в связи с длительным спазмом, реже парезом.

Дети чаще подвержены такой болезни, так как во-первых цилиарная мышца у ребенка еще не окрепшая и подвержена нарушениям при больших нагрузках, а во-вторых дети больше перегружают глаза во время учебы.

Симптомы нарушения зрения у ребенка: один глаз блуждает и смотрит в другом направлении; прищуривание, частое моргание; нарушение зрительно-моторной координации; жалобы на головную боль и усталость глаз; головокружения при зрительной нагрузке; жалобы на двоение в глазах; способность читать только в течении короткого времени; ребенок водит пальцем по строчкам; ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой; нарушение координации движений.

При выявлении даже двух подобных симптомов нужно немедленно обратиться к специалисту. Чем раньше будет назначено адекватное лечение, тем реальнее шансы на выздоровление. В детском возрасте глаза, как и все прочие органы тела, только формируются, поэтому исправить любые нарушения намного проще. К тому же, многие заболевания глаз имеют свойство быстро прогрессировать.

Профилактика нарушений зрения у детей. Первое посещение врача-офтальмолога необходимо с новорожденным ребенком до 3 месяцев. Врач может определить наличие таких заболеваний, как глаукома, катаракта, врожденное косоглазие. Специалист оценит состояние сосудов глазного дна. Далее зрение у ребенка проверяют: 2-3 года (острота зрения, диагностика косоглазия, амблиопии); плановая проверка перед поступлением в школу 5-6 лет; 15-16, 17-18 лет (выявление заболеваний, бинокулярные функции, цветовое зрение). Острота зрения у детей проверяется ежегодно в школах, при обнаружении патологии необходимо срочно обратиться к врачу.  Родителям следует помнить, что ранняя диагностика поможет выявить заболевание и предупредить возможные отклонения в развитии. Очень важно соблюдать рекомендации окулиста, следить за тем, чтобы ребенок придерживался правил: нельзя читать лежа; расстояние от глаз до книги 40-45 см; рабочее место должно быть хорошо освещено; книги должны быть с крупным шрифтом; во время учебы следует делать небольшие перерывы; рекомендуется выполнять упражнения для глаз. Гимнастику необходимо проводить не менее 3 раз в день, особенно после длительной нагрузки на глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз: 1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть. 2. Быстро моргать глазами на протяжении 30-60 секунд. 3. Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам. 4. Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и вращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы. 5. Смотреть вдаль прямо перед собой несколько секунд, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. 6. Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторять упражнение, перемещая палец слева направо. 7. Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Будьте здоровы и берегите зрение!

свернуть

Про сон

   Сон

  Надо сказать, что в младшем школьном возрасте         успеваемость учащихся в значительной степени     зависит от их здоровья. Для сохранения здоровья   важное значение имеет полноценный отдых, и   прежде всего сон. Даже небольшое, но   систематическое недосыпание вредно сказывается на   самочувствии и здоровье детей. Поэтому в семье надо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника был достаточный и спокойный сон. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10–12 часов, но при определении времени для сна в каждом конкретном случае следует учитывать состояние здоровья ребенка, его дневную нагрузку. При организации сна детей младшего школьного возраста необходимо: 1) следить, чтобы ребенок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал в определенное время; 2) приучить ребенка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги); приучить спать при открытой форточке; 3) не разрешать ребенку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр несоответствующих возрасту телевизионных передач, шумные игры); не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая; 4) в помещении, где засыпает ребенок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор или радиоприемник и т. д.

Ошибки при организации сна

Какие ошибки наиболее часто встречаются при организации сна? Не обеспечивается полноценный отдых клеток головного мозга из-за просмотра вечерних телевизионных передач и из-за несоблюдения строго определенного времени отхода ко сну и подъема. Это особенно часто встречается в тех семьях, где дети учатся во вторую смену. В этих семьях нередко можно наблюдать такую картину: ребенок встает в разное время и то только после долгих уговоров, медленно умывается, после напоминания убирает постель (на все это уходит 30–40 минут); зарядку не делает. Такое поведение вредно сказывается на его работоспособности дома, он все делает медленно и небрежно. Не следует пренебрегать указаниями гигиенистов о времени подъема и отхода ко сну. Здесь важно помнить о полезной привычке – рано ложиться и рано вставать, которая закрепилась в нашем быту с незапамятных времен. Ученику надо вставать не за полчаса до начала занятий, чтобы наспех проглотить свой завтрак и домчаться до школы, а примерно за полтора часа. Школьник должен самостоятельно убрать свою постель. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Гигиеническая гимнастика благотворно воздействует на центральную нервную систему ребенка, активизирует работу системы кровообращения и дыхания, устраняет и предупреждает функциональные отклонения в отдельных системах организма, способствует вхождению в ритм рабочего дня.

свернуть

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок проведения

Ответственный за проведение

I. Общие организационные мероприятия в учреждении

1.

Обследование учащихся в соответствии с разработанным алгоритмом комплексного медицинского исследования

в течение года

Медицинские работники УЗ «Поликлиника  № 2 г. Бреста»

2.

Разработка программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в учреждении и контроль выполнения

август

Администрация

3.

Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карты контроля санитарно-эпидемиологического благополучия ( чек-листа)

в течение года

Администрация

4.

Создание в учреждении психологического комфорта путем правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни

в течение года

Администрация, педагогические работники

II. Основные составляющие мероприятий по обеспечению здоровьесбережения

1.

Включение вопросов здоровьесбережения в годовой план работы учреждения

август

Администрация

2.

Проведение родительских собраний с освещением основных вопросов сохранения здоровья детей в домашних условиях в период обучения в школе

в течение года

Администрация, медицинский работник, педагогические работники

3.

Подготовка памяток для педагогических работников и родителей по основным направлениям первичной профилактики заболеваний

в течение года

 Медицинский работник

III. Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в учреждении

1.

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

сентябрь-май

Заместители директора по учебной работе

2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

в течении года

Руководители методических объединений, заместитель директора по воспитательной работе

3.

Организация систематических прогулок на свежем воздухе

в течении года

Заместители директора по учебной работе

4.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности»

по учебным программам в течение года

Педагоги

5.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания школьников

постоянно

Заместители директора по учебной работе,

педагоги

6.

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся

постоянно

Заместители директора по учебной работе, педагоги

7

Организация работы логопедической службы с воспитанниками дошкольных групп, учащимся I-IV классов

сентябрь

Учитель-дефектолог

8.

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья

постоянно

Директор, заместитель директора по хозяйственной работе

9.

Введение сменной  обуви

постоянно

Классные руководители

10.

Мониторинг здоровья детей

постоянно

Медицинский работник

11.

Организация в режиме учебного дня

- гимнастика до уроков (I-IV классы);

- физминутка на уроках (I-IV классы);

- гимнастика для глаз на каждом уроке;

- режим проветривания;

- динамические паузы между уроками

ежедневно

постоянно

Педагоги

 

12.

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

- привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья;

-выпуск газет, плакатов по вопросам профилактики вредных привычек, ЗОЖ

 

В течение года

по плану

 

 

 

 

по календарю

Педагоги, классные руководители, соц. педагог, педагог-психолог;
городские медицинские и просветительские службы

 

классные руководители, Воспитатели ГПД, СППС

13.

Акция  «Посади дерево»

октябрь

Учащиеся I-х классов, классные руководители, законные представители учащихся

14.

Рейды по классам «Чистюля»

в течение года, 1 раз в месяц

Медицинский работник, классные руководители

IV.  Контроль за учебной нагрузкой

1.

Рациональное распределение контрольных работ

график

Заместитель  директора по учебной работе

2.

Контроль за дозировкой домашнего задания

по плану самоконтроля

Заместитель  директора по учебной работе

3.

Внедрение в образовательный  процесс здоровьесберегающих технологий

постоянно

Заместитель  директора по учебной работе

V. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса  в учреждении

1.

Выполнение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в учреждении

постоянно

Заместитель директора по ХР

2.

Разработка нормативных правовых  документов по охране здоровья в спортивном зале

сентябрь, в течение года

Заместитель директора по учебной работе, учителя физической культуры и здоровья

3.

Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха

постоянно

Заместитель  директора по ХР

4.

Обеспечение светового и теплового режима в учреждении

постоянно

Заместитель  директора по ХР

5.

Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения  и учащихся

регулярно

Ответственные лица

VI. Медицинское обслуживание

4.

Сбор информации о состоянии здоровья детей

сентябрь

Медицинский работник

5.

Плановые медицинские осмотры, прививки обучающихся

по плану

Медицинские работники

6.

Прохождение медицинских обследований работниками учреждения

по графику

Работники учреждения

7.

Установление специального режима в период эпидемии

в период эпидемий

Классные  руководители,
заместители  директора

8.

Оказание первой доврачебной помощи ребенку

по необходим.

Медицинские работники

9.

Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий

по плану работы

Заместитель директора по воспитательной работе

10.

Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся в каникулярный период

в течение года по плану

Заместители директора

11.

Участие в работе медико-психолого-педагогических консилиумах, педсоветах, совещаниях

по плану работы

Медицинский работник

12.

Анализ состояния здоровья обучающихся; подготовка листов здоровья

по плану работы

Медицинский работник

13.

Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача-педиатра)

постоянно

Классный руководитель,
медицинский работник

14.

Просвещение участников образовательного процесса

по плану работы

Медицинский работник

VII. Работа психолого-педагогической и социальной службы

1.

Неделя профилактики «Искусство жить»

сентябрь

Педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители

2.

Психолого-педагогические семинары

по плану работы

Педагог-психолог

3.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся

в течение года

Педагог-психолог

4.

Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей

постоянно
по плану соц. педагога

Педагог социальный

5.

Адаптация учащихся I-х классов к учебной деятельности

Сентябрь-

ноябрь

Заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители I-х классов

6.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

постоянно

Педагог-психолог

7.

Формирование корректного этичного отношения к личности ребенка и его здоровью

постоянно

Классные руководители,
педагоги

8.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

Педагог-психолог

VII. Организация здорового и рационального питания обучающихся

1.

Обеспечение столовой оборудованием и мебелью

июнь-август

Зам. директора по ХР

2.

Организация бесплатного питания

по плану

Заместитель директора по воспитательной работе, классныруководители

3.

Выполнение распорядка питания согласно режиму

постоянно

Медицинский работник

4.

Охват горячим питанием школьников

постоянно

Классные руководители

5.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Ответственные  за организацию питания

VIII. Организация внеурочной воспитательной работы

1.

Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе

2.

Просветительская деятельность:

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

- информационные часы «Велосипедное движение», «Здоровая нация-сильная нация», «Остановим СПИД вместе», «Здоров я- здоровая страна»

Классные руководители, библиотекарь

- классные часы, беседы; наглядная агитация

Классные руководители, библиотекарь

- встречи с врачами-специалистами

Медицинский работник, классные руководители

IX. Спортивно-оздоровительная работа

1.

Декада безопасного дорожного движения «Внимание дети»

август-сентябрь

Инспекторы ГАИ, классные руководители, воспитатели ГПД, педагог-организатор, родительская общественность

2.

Неделя ЗОЖ и профилактики вредных привычек

ноябрь

Классные руководители, воспитатели ГПД, педагог-организатор, библиотекарь

3.

Пропаганда и обучение приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья, ОБЖ

4.

Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой  работой

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

5.

Проведение Дней здоровья

каждая вторая суббота месяца

Учителя физической культуры и здоровья

6.

Круглогодичная спартакиада по физической культуре

по плану работы

Учителя физической культуры и здоровья

7.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в шестой школьный день

согласно плану

Учителя физической культуры и здоровья, классные руководители

8.

Организация работы воспитательно-оздоровительного учреждения образования «Королевство Почемучек»

ноябрь, декабрь, март, июнь,

июлю

Заместитель директора по воспитательной работе

X. Контроль за состоянием здоровья обучающихся

1.

Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся

в течение года

Медицинский работник

2.

Анализ воспитательной работы

в течение года

 

 

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители

 

- по спортивно-оздоровительной работе;

- по развитию движения за здоровый образ жизни;

- по просветительской деятельности за здоровый образ жизни;

3.

Анализ работы социально-педагогической и психологической службы

по каждому полугодию

Социальный педагог

4.

Мониторинг охвата учащихся горячим питанием

в течение года

Ответственные за организацию питания

 

5.

Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся

согласно плана самоконтроля

Заместитель директора по учебной работе

6.

Статистика социального статуса родителей и учащихся, оказание необходимой помощи

в течение года

Социальный педагог

7.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся на совещаниях

по плану работы

Директор, заместители директора

8.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся  с родителями

по плану работы с родителями

Классные руководители

9.

Работа школьной социальной службы по охране здоровья школьников

по плану работы

Социальный педагог

10.

Контроль за соблюдением ТБ, ППБ, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

постоянно

Заместители директора

11.

Анализ работы педагогического коллектива по реализации  проекта «Школа-территория здоровья»

 

май

Заместители директора

свернуть