Здоровье

Плавание как средство закаливания

 Плавание как средство закаливания

В системе комплексной физкультурно-оздоровительной работы большое место занимает обучение детей плаванию. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде - воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребенка. Волны при плавании и течении воды оказывают своеобразный массирующий эффект.          ПЛАВАНИЕ-называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид спорта не имеет такого большого гигиенического-оздоровительного и лечебного значения, как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие здоровых систем, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

ПЛАВАНИЕ-способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плавания-создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы в целом. Тело ребенка, погруженное в воду, характеризуется состоянием, близким к невесомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большое количество крови. Ему не приходиться выбрасывать кровь вверх и "насасывать" ее снизу, как это бывает при обычном положении. Давление воды на всю поверхность тела способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия деятельности правого предсердия и правого желудочка.

Занятия плаванием-лучшая тренировка дыхательной системы.

Во время плавания нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстого кишечника.

Занятия плаванием усиливают обмен веществ, активизируют деятельность организмов выделения.

Во время плаванияили только пребывания в воде, происходят значительные изменения в составе крови, повышается гемоглобин и уменьшается количество лейкоцитов.

Плавание закаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению кожного дыхания и укреплению самой кожи.

Плавание влияет нарост ребенка, корригирует его.

Плавание также незаменимое средство для создания "мышечного корсета"(когда слабо развитые мышцы спины не держат позвоночник в нужном положении).

Плавание одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций.

Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что также положительно отражается на осанке ребенка.

«Игры с водой дома »

Одно из самых больших наслаждений летнего сезона – игры с водой. Для того, чтобы в полной мере насладиться прелестью водной стихии, вам не обязательно ехать на море. Вполне достаточно маленького надувного бассейна, детской ванночки или, пластикового тазика.

Игры и забавы с водой в летний период укрепляют здоровье детей, помогают им знакомиться с окружающим миром, со свойствами и назначениями предметов, развивают воображение, ловкость.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Какие игры с водой можно организовать дома?

Самодельная Ниагара

Для этой игры вам понадобятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду, лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Вода принимает форму

Для этой игры понадобится надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Ребенок наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Утонет или нет?

Вам понадобятся самые мелкие предметы: камешки, кубики, тряпочки, губки, мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, и т. д. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду. Затем можно предложить ребенку сгруппировать предметы: в одну сторону те, которые тонут, и в другую – «непотопляемые». После этого взрослый просит ребенка назвать те предметы, которые не тонут, те, которые тонут, и те, которые тонут после намокания.

Маленький рыбак

Все предметы, использованные в игре «Утонет или нет», бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Ребенку выдается «удочка» половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» -для этого подойдет дуршлаг или сито.

С места на место

Взрослый помещает пластмассовые шарики (можно для настольного тенниса) в воду. Задача ребенка- выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их впустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана ребенок набирает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Организуйте с детьми «Игры с водой» И вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших детей.

свернуть

Игра как способ обучения плаванию в дошкольных учреждениях

Игра как способ обучения плаванию в дошкольных учреждениях

На занятиях плаванием, особенно с детьми, обязательно используются игры и развлечения на воде.

Игры и развлечения на воде способствуют:

  • повышению интереса детей к повторению знакомых упражнений;
  • повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;
  • совершенствованию плавательных умений и навыков;
  • совершенствованию физических и морально-волевых качеств;
  • выработке умения взаимодействовать в коллективе;
  • воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.

Игры, применяемые при обучении плаванию, в зависимости от возраста и подготовленности участников, делятся на три группы.

Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Такие игры проводятся с новичками на первых уроках плавания. Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это игры с преодолением сопротивления воды, с погружением в воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.

К ним относятся игры типа "Кто быстрее спрячется под водой?", "У кого больше пузырей?", "Кто дальше проскользит?" и т.д. При наличии в водоёме мелкого места в этих играх принимают участие и дети, не умеющие плавать.

Вторая группа - игры сюжетного характера. Они являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Их следует включать в занятия после того, как дети освоятся с водой, научатся передвигаться и уверенно чувствовать себя в воде. Среди этих игр встречаются и такие, в которых необходимо разделение участников на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила, её надо предварительно объяснить, а иногда и провести вначале на суше.

К сюжетно-образным играм относятся "Караси и карпы", "Поезд в тоннель", "Рыбы и сеть" и др., а также большая группа игр, типа "Убегай-догоняй", с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощённый вариант командных игр, поэтому результат действий каждого игрока в группе должен немедленно оцениваться. В этих играх принимают участие как умеющие, так и не умеющие плавать дети.

Третья группа - командные игры. В них участники объединяются в равные по силам команды. Команда может состоять из игроков разного возраста и пола. Например: детей и подростков, мальчиков и девочек.

Эти игры воспитывают чувство коллективизма, развивают инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют от участников проявления самостоятельности, достаточных волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо, например, при разрешении возможных игровых конфликтов. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки.

Как правило, в командных играх принимают участие занимающиеся, которые хорошо плавают и уверенно чувствуют себя в воде.

 

При проведении игры нужно соблюдать следующие правила:

  • в игру разрешается включать только те упражнения и движения, которые освоены всей группой;
  • в каждой игре должны участвовать все дети, находящиеся в воде;
  • в каждой игре перед её участниками должна быть поставлена конкретная задача;
  • объясняя игру, необходимо чётко рассказывать о её содержании и основных правилах; в случае необходимости - выбрать ведущего и разделить играющих на группы, равные по силам;
  • если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;
  • во время игры необходимо тщательно следить за поведением играющих, строго наказывая за все нежелательные проявления, грубость, нетоварищеское поведение, нарушение правил игры;
  • игру нужно остановить, если возникнет необходимость сделать замечание кому-либо из играющих;
  • после окончания игры нужно обязательно объявить её результаты, назвать победителей и проигравших, особо поощрить тех, кто проявил взаимопомощь и умение действовать в интересах коллектива;
  • игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся, и они не очень устали.

Успешному проведению игр в воде с детьми дошкольного возраста помогает непосредственное участие педагога (руководителя игры), что позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если преподаватель сам непосредственно не участвует в игре, то он должен выбрать для себя такое место по отношению к играющим, чтобы хорошо видеть всё и всех

Классификация игр:

С использованием дополнительных средств:

  • с предметами
  • без предметов
  • с дополнительным оборудованием.

По целевому назначению:

  • с учебной целью;
  • для отдыха и развлечения;
  • с лечебной целью.

По характеру организации:

  • командные;
  • некомандные;
  • сюжетные;
  • несюжетные;
  • на воде;
  •  
  • под водой.

По направленности воздействия:

  • ознакомление со свойствами воды;
  • изучение и совершенствование техники способов плавания;
  • развитие физических качеств;
  • ознакомление с элементами прикладного плавания.

Игры на воде проводятся на каждом  занятии плавания, как с новичками, так и с теми, кто умеет хорошо плавать. По мере повышения спортивной подготовленности занимающихся, постепенно от  занятия к занятию игры все более усложняются.

Умелый подбор игр даёт возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку занимающихся на занятии плавания.

свернуть

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё не завершено (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура).

Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например, при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).

Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по - прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких.

Резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной системы у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников. Движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия.

В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.

                                                       Планируемые результаты

В старшей группе дети начинают осваивать плавание и к концу учебного года хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.

К концу года дети должны уметь:

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  •  
  •  
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Скользить на груди с работой ног.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни.

К концу года дети должны уметь:

  • Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
  • Скользить на груди и на спине с работой ног.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Осьминожка» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.
свернуть

5 советов: «Как научить ребенка плавать»

5 советов: «Как научить ребенка плавать»

Несмотря на то, что все дети любят плескаться в воде, плавание не является врожденным навыком. Чтобы уверенно чувствовать себя в водоеме, ребенку придется учиться и оттачивать мастерство. Чем могут помочь малышу родители?

Очень важно, чтобы в процессе приучения к плаванию малыш получал положительные эмоции. Страх может надолго, а то и навсегда, отбить охоту осваивать водные просторы. Поэтому родители должны прежде всего создать благоприятную обстановку для занятий на воде.

1. Предварительная подготовка. Знакомство с водной стихией нужно начинать с самого рождения младенца. Ребенку будет очень приятно контактировать с водой. Знакомая обстановка ванной придаст малышу ощущение спокойствия и комфорта. Таким образом, регулярное купание, неизменно сопровождающееся веселыми «заплывами» вместе с резиновыми уточками, станет приятной традицией и создаст предпосылки для успешного приучения к плаванию.

2. Безопасность. Очень важно чтобы ребенок чувствовал себя защищенным от любой неудачи на воде. Начинать уроки плавания лучше в закрытом водоеме. Бассейн идеален наличием разделителей дорожек, за которые можно держаться время от времени. Приобретите крохе жилет или надувной круг. Впоследствии, когда малыш научится держаться на воде, эти аксессуары можно сменить на небольшие нарукавники.

3. Поощрять, но не настаивать. Выбросьте из головы старообрядческий метод приучения к плаванию, когда ребенка толкали в воду и он, цепенея от страха, плыл к суше. Возможно, ребенок действительно научится плавать, но и почти наверняка приобретет фобию. Поощряйте интерес к плаванию словесно, создавайте условия для естественного увлечения малыша водными процедурами. Но ни в коем случае не заставляйте насильно кроху научиться плавать немедленно.

4. Расширяйте опыт водных просторов. Случается, что ребенок, отлично плавающий в бассейне, становится совершенно беззащитным в открытом водоеме. Возможно у него страх перед глубиной. Чтобы устранить эту фобию, тренируйте ребенка в различных водоемах.

5.Подаем пример. Не стойте в стороне. Спускайтесь в воду вместе с малышом. Мама и папа – лучший пример для подражания. Помните это! Кроме того, присутствие родителей придаст ребенку сил и уверенности.

свернуть