Азбука безопасности
Как вести себя детям, с незнакомыми людьми на улице?
Все мы люди, и контролировать своё ребёнка 24 часа в сутки физически невозможно, поэтому нужно беседовать с ребёнком и объяснять, как вести себя с незнакомыми людьми, что делать, если его просят о чем-то. Стоит учитывать и то, что очень редко малышей уводят силой: благодаря ловким манипуляциям преступников, дети сами следуют за ними.
Какие темы стоит обсудить с детьми в первую очередь
Кто такой незнакомец?
У маленьких детей формируется определённый образ человека, желающего ему зла, и эти стереотипные представления не имеют ничего общего с действительностью. У преступника не обязательно должны быть недобрые глаза, пугающая внешность и неопрятный вид. Но мы это понимаем лишь с возрастом, а некоторые не понимают никогда. Однако ребёнок должен знать, что незнакомец – это ЛЮБОЙ человек, которого он не знает – мужчина, женщина, ребенок.
Возможные сценарии
Даже будучи взрослыми, мы не всегда понимаем, какая ситуация может угрожать нашим жизни и здоровью. Детям почувствовать это ещё сложнее, поэтому родителям стоит обсуждать ситуации, которые ненормальны в общении с незнакомыми взрослыми. Кто-то предлагает прокатиться на машине? Просит помочь в выборе подарка или говорит, что хочет показать кое-что интересное? Ребенок не должен садиться в чужие машины, идти в чужие дома, а лучше вообще не разговаривать с чужими в ваше отсутствие, ведь обычным взрослым очень редко может что-то понадобиться от маленького ребёнка. Однако здесь важно соблюдать золотую середину: слишком запугивать ребёнка тоже не нужно, иначе он будет шарахаться от каждого встречного.
Имеет смысл говорить о случаях, когда детей насильно тащат в чужую машину, квартиру или любое другое место – при таких обстоятельствах необходимо забыть о приличиях и хорошем воспитании – можно кричать, кусаться, звать на помощь. Также стоит учитывать более тонкие манипуляции, которые может распознать взрослый, но не заметит ребёнок. Например, если ему скажут, что мама в опасности, и ей срочно требуется помощь. Даже если это так, незнакомые люди не станут первым делом обращаться к ребёнку, да и помочь он ничем не сможет.
К кому обращаться?
Ребёнок должен знать, если он в опасности или потерялся или возникли проблемы, то первым делом следует обратиться к полицейским, охранникам торгового центра,
продавцу магазина или к любой другой маме с детьми.
Как привлечь внимание других людей и позвать на помощь?
Для привлечения внимания подойдут любые способы: столкнуть товары с полки в магазине или даже бросить камень в окно, если дело происходит на безлюдной улице. Можно громко удивляться, зачем чужому дяде приставать к ребёнку, истошно вопить: «Я вас не знаю, вы не мой папа». Детский плач и истерики могут не вызвать у окружающих подозрения. Важно подчеркнуть именно тот факт, что ребёнок видит этого человека впервые.
Что дети не должны делать
- знакомиться с посторонними взрослыми на улице, когда родителей нет рядом;
- сообщать незнакомцам свои личные данные (телефон, адрес и т.д.);
- гулять в потенциально опасных местах;
- ходить далеко от дома без сопровождения родных или близких;
- уходить из школы с посторонним человеком, даже если он утверждает, что это – просьба твоих родителей. Если мама и папа об этом не предупреждали, не стоит доверять незнакомцу. Всегда можно позвонить родителям и уточнить;
- садиться в чужую машину к незнакомым людям;
- принимать подарки посторонних и соглашаться идти с ними куда-либо;
- не задерживаться на улице до темноты.
Как вести себя в нестандартных ситуациях
- Если просят показать дорогу, то покажи направление, но не провожай.
- Если предлагают посмотреть котенка, новую игру или помочь отнести какие-то вещи за деньги – твёрдое «НЕТ».
- Если предлагают съёмки в фильме, или телепередаче, или участие в конкурсе, не нужно сразу соглашаться. Надо спросить, как ты можешь добраться туда с родителями, попросить контакты организатора.
- Если рядом с тобой останавливается машина, отойди подальше и ни при каких обстоятельствах не садись в неё. Лучше всего даже не вступать в разговор с людьми в салоне.
- Даже если пойти с незнакомцем очень хочется, или тебе говорят: «Да ты салага, тебе мама не разрешает», надо сказать: «НЕТ» и обязательно рассказать об этом человеке родителям.
- Если уж так получилось, что ты идёшь один поздним вечером, попробуй найти попутчиков, лучше всего женщину или пожилых людей. Иди быстро и уверенно: никто не должен знать, что тебе страшно, даже если это так.
- В наземном общественном транспорте помни правило: чем ближе к водителю, тем лучше. На остановке не стоит торопиться, чтобы злоумышленник не узнал, что ты выходишь, и не пошёл следом.
- Избегай пустырей, строек, подвалов, слишком отдалённых мест. Не ходи туда, где не сможешь позвать на помощь.
- Если ты поздно возвращаешься домой, иди в тех местах, где есть автобусные остановки, и там, где хорошее освещение.
- Если прямо по курсу пьяные, шумные, неадекватные или подозрительные личности, лучше изменить маршрут.
- Носи с собой мобильный, чтобы всегда быть на связи с родителями и близкими, иметь возможность сообщить им о своих передвижениях и возможной опасности.
- Ходить в школу и обратно с друзьями – это не только весело, но и гораздо безопаснее, чем в одиночку.
Дети, особенно маленькие, берут пример с родителей. Всегда следуйте правилам, начиная с перехода только по пешеходному переходу и объясняйте, что правила и безопасность неотделимы друг от друга.
Ребенок и чужие взрослые
Ребенок и чужие взрослые. Вежливость и осторожность
Что вы сделаете, если случайный прохожий начнет учить вашего ребенка – поблагодарите или отойдете в сторону?
А если с ребенком станет играть посторонний взрослый, обрадуетесь или насторожитесь? Как определить, несет ли в себе незнакомец скрытую угрозу или просто симпатизирует детям?
С одной стороны, надо учить ребенка быть вежливым. С другой - он может встретить плохого человека… Задача взрослых – подготовить ребенка к неожиданным ситуациям и встречам.
Не навреди
Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно - в меру доверчиво и в меру осторожно - реагировать на внешний мир.
Сегодня, как никогда, личная безопасность ребенка выступает на первый план. Терроризм, увеличение числа нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать детям разговаривать с незнакомыми людьми.
Как же сохранить баланс доверия и недоверия к миру?
Тревожный малыш, или "Маска, кто ты?"
Если ребенок склонен к слезам и страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится - скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу. И позиция "вокруг опасность" скорее усугубит картину тревожного поведения ребенка, усилит страхи.
У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций.
Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если, конечно, ребенок не потерялся).
При этом обязательно отметьте, что в мире очень много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности.
Чтобы тревожный ребенок не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице.
Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения.
Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них.
В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка - поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения.
Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, "на автомате", отреагирует на создавшуюся ситуацию.
Активный малыш или Повторенье - мать ученья
С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение - не проявление родительского занудства, а необходимость.
От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем "смотреть котят" или "новую игру", сесть "покататься в машину" или "поиграть в доктора" - а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами.
Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно хороших манер. Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе детей, где с помощью специально подобранных игр и упражнений ему помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.
Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где волей-неволей придется вести себя по-другому - более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и сам перенимать хорошие манеры. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать - это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости.
Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.
Чувство собственного достоинства
Необходимо четко определить для себя, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие - по меньшей мере сомнительными.
Например, можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы на нейтральные вопросы и реплики "Какая у тебя машинка?", "Как зовут твоего зайку?" или "Как пройти к аптеке?".
Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт. Но не стоит и позволять унижать вас и вашего ребенка.
Независимо от вашей реакции на "добрый совет" ответьте спокойно: "Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению". Когда совет своевременен и разумен, например "Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки", вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: "Да, действительно, вы правы" и последовать совету.
Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное - просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмысленного и некрасивого выяснения отношений.
Осторожно - "добрый" дядя
Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более, когда они в это время разговаривают с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: "Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там". Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства.
Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора.
Необходимо объяснить младшему школьнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Ребенок должен осознать последствия своего возможно неправильного поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей - игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы не знаем, какие у них намерения.
Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: "До свидания, мы спешим, правда, мама?", или если малыш играет поодаль от вас: "Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она".
Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеете право без объяснений развернуться и уйти.
Образец для подражания
Что касается культуры речи ребенка, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения.
В своем поведении он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка.
Если мы требуем от ребенка вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том или ином случае ведет себя мать - прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка - самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают и то, как они это делают, - правильно и достойно повторения.
Смотри в оба
Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто - всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Это должны быть места где есть люди.
Инструктаж хорошо, но игра лучше
Минимальную информацию о себе ребенок должен знать наизусть. И уметь ее четко произносить - но не всем, кто его об этом попросит, а только доверенным близким людям.
1. Не носись, как мяч, а погромче плачь!
Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь он должен сказать себе "стоп" и остановиться. Теперь, оставаясь на одном месте, можно начинать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка - тихие слезы и хаотичный бег в поиске родителей.
2. Туда ходи…
Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант - это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. Как можно раньше научите малыша отличать военных - по погонам, головному убору и т. д.
В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями.
В метро - к дежурному у эскалатора или на платформе.
В магазине - к продавцу или кассиру.
На железнодорожном вокзале или в аэропорту - опять-таки к человеку в форме.
Эти люди находятся в данный момент на работе, их опасаться не стоит.
Если ребенок потерялся в магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка-бейджик с именем) и объяснить, что случилось.
Если ребенок потерялся на улице - ему необходимо зайти в любое ближайшее учреждение: в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему.
Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.
3. Сюда не ходи….
Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома и квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой и уверяют, что знакомы с его родителями и знают, где он живет, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!"
При попытках его увести, научите ребенка кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю!".
4. Ты пошла направо, я пошел налево
Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например, он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.
5. Не дразните преступника
Для того, чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не одевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте ребенку дорогие мобильные телефоны и деньги.
Это не значит, что ваш ребенок должен ходить серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную и удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление или кинднеппинг.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившимся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным.
Проверьте себя и своего ребенка.
Правильная реакция на поведение незнакомых людей.
Если ребенка хвалят |
Ребенку достаточно улыбнуться, а маме - поблагодарить за комплимент. Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка. |
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет |
Ребенку следует ответить: |
Если маме дают нелепый совет |
Мама отвечает: «Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом» и уходит. |
Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой |
Маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал. |
Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой |
Маме следует ответить: «Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю». |
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти |
Ребенку следует ответить: «Вон моя мама, спросите у нее» и громко позвать маму. |
Если ребенок только что потерялся |
Ребенок должен стоять на месте и громко звать родителей. |
Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей |
Ребенок должен уверенно сказать: «Я буду стоять здесь и ждать родителей». |
Если ребенка пытаются насильно увести |
Ребенку следует обратить на себя внимание окружающих криками: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!» |