Подросток и закон

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

О внесении дополнений и изменений

в Закон Республики Беларусь

«Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Принят Палатой представителей 16 декабря 2016 года Одобрен Советом Республики 21 декабря 2016 года

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949; 2007 г.,

№ 170, 2/1347; 2008 г., № 14, 2/1412; 2012 г., № 62, 2/1928; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) следующие дополнения и изменения:

  1. В статье 1:

абзац четвертый дополнить словами «(места пребывания)»;

после абзаца четвертого дополнить статью абзацем следующего содержания:

«комплексная реабилитация несовершеннолетнего – система мероприятий по оказанию социально-педагогической, психологической помощи, проведению медицинской профилактики и медицинской реабилитации в отношении несовершеннолетнего, потребление которым наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, направленных на восстановление здоровья несовершеннолетнего, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формирование ценностных ориентаций и культуры здорового образа жизни;»;

абзацы пятый – восьмой считать соответственно абзацами шестым – девятым.

  1. Часть первую статьи 4 изложить в следующей редакции:

«Органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

комиссии по делам несовершеннолетних; органы опеки и попечительства;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее, если не установлено иное, – органы управления образованием);

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления (далее, если не установлено иное, – органы управления здравоохранением);

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – органы внутренних дел).».

 

  1. В статье 5:

в части первой:

из абзаца пятого слова «специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях,» исключить;

в абзаце шестом слова «либо иных» и «установлено» заменить соответственно словами «или других» и «установлены»;

абзац девятый дополнить словами «либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно- процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения»;

из абзаца десятого слова «, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу» исключить;

абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

«содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;»;

дополнить часть абзацем восемнадцатым следующего содержания:

«вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.»;

из части второй слова «опекунов или попечителей,» исключить.

  1. В статье 6:

из абзаца первого слова «опекунов или попечителей,» исключить; абзацы пятый и шестой исключить.

  1. Статью 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Сроки проведения и основания прекращения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних начинается со дня получения органом, учреждением или иной организацией, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, документа, являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних прекращается по решению руководителя органа, учреждения или иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при наличии оснований, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних проводится по месту их жительства (месту пребывания) и (или) учебы.

Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении несовершеннолетних, указанных:

в абзацах втором–четвертом части первой статьи 5 настоящего Закона, до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, занятию бродяжничеством или попрошайничеством, но не менее шести месяцев;

в абзацах пятом и семнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона, на протяжении времени пребывания соответственно в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно- воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях;

в абзаце шестом части первой статьи 5 настоящего Закона, в отношении которых в связи с установлением в соответствии с законодательством потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива проводится медицинская профилактика, – в течение одного года, а в отношении которых осуществляется диспансерное наблюдение, – в течение трех лет;

в абзацах седьмом–девятом, одиннадцатом, двенадцатом, шестнадцатом и восемнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона, в течение одного года;

в абзаце десятом части первой статьи 5 настоящего Закона, до прекращения уголовного преследования, вступления в законную силу обвинительного или оправдательного приговора суда;

в абзацах тринадцатом–пятнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона, до погашения судимости.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних прекращается при истечении сроков, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, или достижении возраста восемнадцати лет, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждении к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти, а также в определенном законодательством порядке объявления умершими либо признания безвестно отсутствующими.

Прекращение проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних является основанием для прекращения индивидуальной профилактической работы в отношении их родителей.».

  1. Абзац шестой части первой статьи 8 изложить в следующей редакции:

«получение и отправление телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получение передач без ограничения их количества;».

  1. В части второй статьи 9:

абзац третий дополнить словами «, о несовершеннолетних, досрочно прекративших образовательные отношения, за исключением несовершеннолетних, осваивавших содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, о выявлении несовершеннолетних, указанных в части первой статьи 5 настоящего Закона»;

из абзаца пятого слово «многодетных» исключить;

в абзаце седьмом слова «либо иных» и «установлено» заменить соответственно словами «или других» и «установлены».

  1. В части первой статьи 12:

абзац третий изложить в следующей редакции:

«проводят комплексный анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений несовершеннолетними, нарушению их прав и законных интересов, и на его основе разрабатывают комплексные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по защите их прав и законных интересов, а также контролируют их реализацию;»;

после абзаца двенадцатого дополнить часть абзацем следующего содержания:

«организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству несовершеннолетним, досрочно прекратившим образовательные отношения;»;

абзацы тринадцатый–двадцатый считать соответственно абзацами четырнадцатым –

двадцать первым;

в абзаце четырнадцатом слово «семнадцатом» заменить словом «восемнадцатом».

  1. В статье 13:

в части первой:

после абзаца седьмого дополнить часть абзацем следующего содержания:

«анализируют причины и условия, способствующие возникновению социально опасного положения несовершеннолетних, вносят на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних предложения о мерах, направленных на совершенствование профилактики правонарушений, семейного неблагополучия и социально опасного положения несовершеннолетних;»;

абзац восьмой считать абзацем девятым; в части второй:

после абзаца шестого дополнить часть абзацем следующего содержания:

«проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, указанными в части первой статьи 5 настоящего Закона, за исключением несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних;»;

абзац седьмой считать абзацем восьмым.

  1. Статьи 14 и 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно- воспитательные учреждения и условия пребывания

в них воспитанников

В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет.

В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Специальные лечебно-воспитательные учреждения являются профильными лечебно-воспитательными учреждениями, обеспечивающими комплексную реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.

В специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно- воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:

в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, или 10.5, или 10.9, или 17.1, или 17.3, или 17.5, или 17.6, или 18.16, или 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

 

Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Порядок приема несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения определяется, перечень представляемых при приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения документов, помимо приговора или решения суда, указанных в части шестой настоящей статьи, устанавливается положением о соответствующем виде специального учебно- воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.

Пребывание в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении воспитанника, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а воспитанника, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Воспитанник в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении обязан осваивать содержание образовательных программ и программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Пребывание воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении в случаях, если он совершил из указанного учреждения самовольный уход, и (или) не возвратился в указанное учреждение из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части восьмой настоящей статьи.

Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения.

Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, по собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей. Такой воспитанник не осваивает содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и к нему не применяются меры педагогического воздействия, предусмотренные частью шестнадцатой настоящей статьи.

 

Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:

организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;

информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;

направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно- воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;

подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно- воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;

применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.

Руководители специальных лечебно-воспитательных учреждений, кроме полномочий, предусмотренных частью четырнадцатой настоящей статьи, организуют комплексную реабилитацию несовершеннолетних.

К мерам педагогического воздействия, кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:

запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;

помещение в комнату реадаптации.

Запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения предполагает установление запрета на выход воспитанника за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения в составе организованной группы для посещения культурных или спортивных мероприятий.

Помещение в комнату реадаптации предполагает помещение воспитанника в отдельное жилое помещение для изоляции его от остальных воспитанников в целях обеспечения его личной безопасности либо безопасности окружающих.

Воспитанник помещается в комнату реадаптации на срок не более двух суток. В комнате реадаптации создаются условия, обеспечивающие возможность постоянного наблюдения за ним. Размеры комнаты реадаптации, освещенность, температура воздуха должны соответствовать установленным законодательством требованиям к жилым помещениям. Питание воспитанника, помещенного в комнату реадаптации, производится по общим нормам в соответствии с распорядком дня.

Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно- воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанных учреждениях.

 

Воспитанники, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, подвергаются личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения, а также в других случаях по решению руководителей указанных учреждений.

Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальном учебно- воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.

Досмотр вещей воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, проводится в их присутствии.

При проведении личного досмотра воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.

Выявленные при личном досмотре воспитанников, находящихся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.

Изъятые у воспитанников предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо хранятся и передаются воспитанникам при их выпуске из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно- воспитательных учреждений.

Воспитанники, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих воспитанников.

Порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей, порядок досмотра получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, порядок передачи изъятых у воспитанников предметов и веществ их родителям, опекунам или попечителям либо хранения и передачи таких предметов и веществ воспитанникам, у которых они были изъяты, порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ определяются, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно- воспитательных учреждениях, формы документов, используемых специальными учебно- воспитательными учреждениями, специальными лечебно-воспитательными учреждениями при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок и условия оказания медицинской помощи воспитаннику в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

 

Статья 15. Учреждения социального обслуживания

 

Учреждения социального обслуживания в пределах своей компетенции:

оказывают семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальные услуги;

проводят информационно-просветительскую работу по вопросам укрепления семейных и детско-родительских отношений, формированию ответственного родительства;

выявляют семьи, несовершеннолетние члены которых находятся в социально опасном положении, при оказании социальных услуг и других видов помощи.».

  1. В абзаце пятом части второй статьи  18 слова «либо иных» и  «установлено»

заменить соответственно словами «или других» и «установлены».

  1. Статью 20 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 20. Органы внутренних дел

 

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:

инспекции по делам несовершеннолетних; приемники-распределители для несовершеннолетних.

Другие подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают необходимое содействие инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних.

Органы внутренних дел в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних организуют проведение личного досмотра несовершеннолетних и досмотра их вещей в соответствии с настоящим Законом. Личный досмотр несовершеннолетних и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, способных причинить вред их здоровью.

Несовершеннолетние, доставляемые в органы внутренних дел, приемники- распределители для несовершеннолетних, государственные организации здравоохранения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно- воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, подвергаются личному досмотру. Личный досмотр несовершеннолетних проводится сотрудниками органов внутренних дел одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.

Досмотр вещей несовершеннолетних проводится в их присутствии.

При проведении личного досмотра несовершеннолетних и досмотра их вещей могут применяться технические средства.

Выявленные при личном досмотре несовершеннолетних и досмотре их вещей предметы и вещества, способные причинить вред их здоровью, изымаются, о чем составляется протокол.

Изъятые у несовершеннолетних предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо представителям государственных организаций здравоохранения, социально-педагогических учреждений, специальных учебно- воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Порядок организации деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, порядок проведения личного досмотра несовершеннолетних и досмотра их вещей, порядок передачи родителям, опекунам или попечителям несовершеннолетних либо представителям государственных организаций здравоохранения, социально-педагогических учреждений, специальных

 

учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений изъятых у несовершеннолетних предметов и веществ определяются, формы документов, используемых органами внутренних дел при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливаются Министерством внутренних дел Республики Беларусь.».

  1. В статье 21:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Инспекции по делам несовершеннолетних в порядке, определенном Министерством внутренних дел Республики Беларусь:»;

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении достигших десяти лет несовершеннолетних, указанных в абзацах шестом, девятом – восемнадцатом части первой статьи 5 настоящего Закона, привлеченных к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.1, или главой 10, или статьями 15.29, или 15.45, или 15.58, или главой 17, или

статьями 18.3, или 18.10, или 18.16, или 18.19, или 18.34, или 19.4, или 19.7, или 23.4, или 23.46, или 23.47 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершивших деяния, содержащие признаки указанных административных правонарушений, но не достигших на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, а также их родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних;»;

в абзаце десятом:

слова «состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних» заменить словами «с которыми инспекциями по делам несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа»;

после слова «жительства» дополнить абзац словами «(месту пребывания)»; абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«проводят в пределах своей компетенции анализ правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, на основе которого готовят для комиссии по делам несовершеннолетних информацию о принимаемых органами внутренних дел мерах по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;».

  1. Статью 22 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 22. Приемники-распределители для несовершеннолетних

 

Приемники-распределители для несовершеннолетних в порядке, определенном Министерством внутренних дел Республики Беларусь:

обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, содержащимися в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и информируют об этом заинтересованные органы, учреждения и иные организации;

обеспечивают проведение личного досмотра несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых несовершеннолетними, содержащимися в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений приемников-распределителей для несовершеннолетних и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;

доставляют несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные

 

лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних.

В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние:

направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно- воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения;

ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно- воспитательные   учреждения,    специальные    лечебно-воспитательные    учреждения, – в случаях, предусмотренных частью седьмой статьи 26 настоящего Закона;

самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные – до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным учреждениям, специальным лечебно-воспитательным учреждениям либо родителям, опекунам или попечителям;

в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний, – в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не проживают постоянно на территории Республики Беларусь;

совершившие деяния, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, – в случаях, если их личность не установлена либо они не проживают постоянно на территории Республики Беларусь.

Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются:

приговор суда или решение суда – в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце втором части второй настоящей статьи;

определение суда – в отношении несовершеннолетних, указанных в абзацах третьем – шестом части второй настоящей статьи.

В исключительных случаях несовершеннолетние, указанные в абзацах четвертом – шестом части второй настоящей статьи, могут быть помещены в приемники- распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.

О помещении несовершеннолетних, указанных в абзацах четвертом – шестом части второй настоящей статьи, в приемники-распределители для несовершеннолетних не позднее 24 часов уведомляются прокурор и комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения приемника-распределителя для несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, указанные в части второй настоящей статьи, могут находиться в приемниках-распределителях для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, если их личность не установлена либо они не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, – не более 60 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании определения суда на срок до 15 дней.

Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят:

период карантина в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органом управления здравоохранением или государственной организацией здравоохранения; время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом государственной организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Личный досмотр несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанных учреждениях.

Несовершеннолетние, находящиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, подвергаются личному досмотру при приеме в указанные учреждения, по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, а также в других случаях по решению руководителей приемников-распределителей для несовершеннолетних.

Личный досмотр несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие граждан противоположного пола, за исключением медицинских работников.

Досмотр вещей несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, проводится в их присутствии.

При проведении личного досмотра несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.

Выявленные при личном досмотре несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.

Изъятые у несовершеннолетних предметы и вещества передаются их родителям, опекунам или попечителям либо представителям государственных организаций здравоохранения, социально-педагогических учреждений, специальных учебно- воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Несовершеннолетние, находящиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих несовершеннолетних.

Порядок и объем оказания медицинской помощи несовершеннолетним, находящимся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, проведения дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий в отношении этих несовершеннолетних, нормы и нормативы материально-технического, лекарственного и кадрового обеспечения медицинскими работниками приемников-распределителей для несовершеннолетних определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Порядок организации деятельности приемников-распределителей для несовершеннолетних, порядок проведения личного досмотра несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, и досмотра их вещей, порядок досмотра получаемых и отправляемых несовершеннолетними, находящимися в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, порядок передачи родителям, опекунам или попечителям несовершеннолетних либо представителям государственных организаций здравоохранения, социально- педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений изъятых у несовершеннолетних предметов и веществ, порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений приемников-

 

распределителей для несовершеннолетних и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ определяются, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию несовершеннолетними, находящимися в приемниках- распределителях для несовершеннолетних, устанавливается Министерством внутренних дел Республики Беларусь.».

  1. В статье 26:

в частях первой и восьмой слово «третьей» заменить словом «пятой»;

из части шестой слова «а несовершеннолетние, находящиеся на патронатном воспитании, – под надзор администраций детских интернатных учреждений,» исключить;

абзацы четвертый и пятый части седьмой дополнить словами «(места пребывания)».

  1. В статье 27:

в части третьей:

после слова «жительства» дополнить часть словами «(месту пребывания)»; слово «третьей» заменить словом «пятой»;

в части пятой слова «наличии или отсутствии психиатрического или наркологического учета» заменить словами «потреблении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употреблении алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, установленную в соответствии с законодательством»;

из части шестой слова «общего среднего образования, образовательной программы профессионально-технического образования или образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих)» исключить.

  1. Статью 30 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 30. Исполнение решений суда по заявлениям о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения

 

Исполнение решений суда о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения, созданные по решению Министерства образования Республики Беларусь, обеспечивают:

инспекции по делам несовершеннолетних – в части доставления несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних;

приемники-распределители для несовершеннолетних – в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения;

руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений – в части создания и реализации специальных условий воспитания, доставления воспитанников в другое специальное учебно- воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение или возвращения воспитанников, самовольно ушедших из специальных учебно- воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений, в эти учреждения;

Министерство образования Республики Беларусь – в части предоставления в течение 10 суток со дня получения запросов приемнику-распределителю для несовершеннолетних путевок для направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения; специальному учебно-воспитательному учреждению или специальному лечебно-воспитательному учреждению путевок для перевода воспитанников в другие специальные учебно- воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения в связи с достижением воспитанниками предельного возраста пребывания, установленного для определенного вида специального учебно-воспитательного учреждения или специального лечебно-воспитательного учреждения.

 

Исполнение решений суда о помещении несовершеннолетних в специальные лечебно-воспитательные учреждения, созданные по решению областных (Минского городского) исполнительных комитетов, обеспечивают:

инспекции по делам несовершеннолетних – в части доставления несовершеннолетних в специальные лечебно-воспитательные учреждения;

руководители специальных лечебно-воспитательных учреждений – в части создания и реализации специальных условий воспитания, возвращения воспитанников, самовольно ушедших из специальных лечебно-воспитательных учреждений, в эти учреждения;

областные (Минский городской) исполнительные комитеты – в части предоставления в течение 10 суток со дня получения запросов инспекции по делам несовершеннолетних путевок для направления несовершеннолетних в специальные лечебно-воспитательные учреждения; специальному лечебно-воспитательному учреждению путевок для перевода воспитанников в другие специальные лечебно- воспитательные учреждения в связи с достижением воспитанниками предельного возраста пребывания, установленного для определенного вида специального лечебно- воспитательного учреждения.».

  1. Части третью и четвертую статьи 301 после слова «жительства» дополнить словами «(месту пребывания)».

Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь до 1 июля 2017 года:

обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке: статья 1 – с 1 июля 2017 года;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь                                                                              А.Лукашенко

свернуть

Статья 18.35. Нарушение правил использования воздушного пространства

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 года № 91-З

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.01.2022 г.)

 

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

 

Статья 18.35.

Нарушение правил использования воздушного пространства

 

  1. Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей -

влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до пятидесяти базовых величин.

  1. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до ста базовых величин.

свернуть

Незаконный оборот наркотических средств

Уголовный Кодекс Республики Беларусь

 

 Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

  1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

  1. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов -

наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет со штрафом или без штрафа.

  1. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему -

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

  1. Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом или без штрафа.

  1. Действия, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет со штрафом или без штрафа.

 

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

свернуть

Сколько прав у ребёнка?

Сколько прав у ребенка?
(по Конвенции о правах ребенка)

 

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие "мировой конституции прав ребёнка". 26 января 1990 года Конвенция о правах ребёнка была открыта для подписания, и в тот же день её подписала 61 страна, а 2 сентября 1190 года после ратификации двадцатью государствами Конвенция вступила в силу.

С того времени она была ратифицирование всеми, за исключением двух, государствами мира.

Конвенция возлагает на принявшие её государства, прежде всего правовую ответственность за их действия по отношению к детям. Требования Конвенции имеют силу норм международного права. Это первый официально утверждённый международный инструмент, регулирующий взаимоотношения мира взрослых и детей, определяющий новую этику отношения к детству.

Главные цели Конвенции - максимальная защита интересов ребёнка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребёнка со взрослыми.

Положения этого документа сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В этом акте заложены два основополагающих принципа. Первый - ребёнок является самостоятельным субъектом права. Второй - приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права. Родитель и ребёнок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу.

Чтобы ответить на вопрос: "Сколько прав у ребенка?" - обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В соответствии с текстом Конвенции ребёнок имеет следующие права:

1. Право на жизнь (ст. 6. п. 1).
2. Право знать своих родителей (ст. 7, п. 1).
3. Право на заботу родителей (ст. 7, п. 1).
4. Право на имя (ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 1).
5. Право на гражданство (ст. 7, п. 1; ст. 8, п. 1).
6. Право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п. 1).
7. Право на семейные связи (ст. 8, п. 1).
8. Право ребёнка, разлученного с родителями поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п. 3).

9. Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п. 2).

10. Право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями)(ст. 10; п. 2).

11. Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п. 1).
12. Права ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13; п. 1,2).

13. Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1,2).
14. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
(ст. 15, п. 1,2).

15. Право на личную жизнь (ст.1б, п. 1).
16. Право на прикосновенность жилище (ст. 16; п. 1).
17. Право на семейную жизнь (ст. 16; п. 1).

18. Право на тайну корреспонденции (ст. 16, п. 1).
19. Право на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16; п. 1,2).

20. Право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17; п. 1).
21. Право ребенка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18; п. 3).

22. Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19; п. 1).

23. Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20; п. 1).
24. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23; п. 2).

25. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24; п. 1,2,4) .

26. Право ребенка, помещённого компонентными органами на попечение с цель ухода за ними, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25).

27. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 25, п. 1).
28. Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27; п. 1,3).

29. Право на образование (ст. 28; 29).
30. Право ребенка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30).

31. Право на отдых и досуг (ст. 31; п. 1,2).
32. Право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31; п. 1).

33. Право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может предоставлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32; п. 1).

34. Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33).

35. Право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34, 36).

36. Право ребенка, лишённого свободы, оспаривать законность лишения свободы перед судом или другим компетентным, независимым, беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37; д).

37. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37; д).

38. Право ребёнка, который как считается нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40; п. 1).

Права ребёнка как неотъемлемая часть прав человека должны служить тем фундаментом, на котором строится национальная система образования и воспитания в любой стране мира.


ПРАВА, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ РЕБЁНКУ ГАРАНТИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИМ ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней для восстановления здоровья.
3. Право на отдых.
4. Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни, заниматься искусством.
5. Право свободно выражать своё мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
6. Право на свободу мысли, совести, религии.
7. Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
8. Право на личную жизнь.
9. Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
10. Право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

свернуть

Необдуманный поступок? Подумай, прежде чем совершить!

За каждый необдуманный поступок мы несем ответственность

 

Одним из наиболее опасных и распространенных преступлений против общественного порядка и общественной нравственности является хулиганство.

Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия, угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом, образуют состав уголовно-наказуемого деяния – хулиганство.

Применение насилия при хулиганстве означает физическое воздействие на потерпевшего в любой форме: нанесение побоев, причинение телесных повреждений, ограничение свободы передвижения путем связывания, удержания и тому подобное.

Уничтожение или повреждение чужого имущества при совершении хулиганских действий может выражаться в приведении его в состояние полной или частичной непригодности, либо к утрате имуществом потребительских свойств.

Исключительный цинизм в составе хулиганства – это проявление в действиях, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, крайне презрительного отношения к основным нравственным ценностям общества. Исключительным цинизмом, в частности, может быть признано проявление бесстыдства, издевательства над больными, престарелыми лицами, а также лицами, находящимися в беспомощном состоянии, совершение хулиганских действий в условиях общественного или стихийного бедствия, надругательство над обычаями, традициями и так далее.

Стоит указать, что в 2021 году на территории Московского района г. Бреста произошло увеличение количества совершенных хулиганств с 7 до 22, среди которых 13 преступлений связанны с повреждением автомобилей и прочего имущества.

В большей степени, на совершение указанных выше хулиганств, влияет алкоголь, который вызывает чувство вседозволенности, смелости и эйфории. Как примерами можно привести:

гражданин, будучи в состоянии алкогольного опьянения беспричинно повредил 1 элемент кузова автомобиля, тем самым нарушил общественный порядок, причинив ущерб владельцу на сумму 1000 рублей;

гражданин, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь на улице в общественном месте из хулиганских побуждений, беспричинно причинил телесные повреждения ранее неизвестному лицу.

Управление внутренних дел администрации Московского района   г. Бреста предупреждает, что уголовная ответственность за данный вид общественно-опасных деяний, предусмотрена статьей 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкции которой, в зависимости от тяжести совершенного преступления, предусматривают наказание от штрафа до лишения свободы до десяти лет.

Каждому из нас необходимо хорошо задуматься о совершении необдуманных поступков, о их последствиях, о здоровье граждан, о материальном и моральном ущербе, причиненном в результате совершения преступлений хулиганской направленности, о мерах ответственности. Ведь практически каждый установленный подозреваемый раскаивается в содеянном и не понимает, зачем он это сделал. А последствия от содеянного очень тяжелые.

свернуть

Граффити

Граффити

Прогуливаясь по городу мы иногда сталкиваемся с так называемыми «Граффити» – «рисунками неизвестных художников». Казалось бы, невинная шалость, демонстрация своих «талантов», а в итоге – испорчено (повреждено) имущество.

Деструктивные граффити являются одной из распространенных форм вандализма, наносящей значительный финансовый и социальный ущерб окружающей среде.

Справочно: Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. Вандализм заключается в нанесении надписей, иероглифов, рисунков на фасадах зданий, сооружений, в подземных переходах, на стеклах автобусов, троллейбусов, электропоездов, остановках общественного транспорта.

Граждане, занимающиеся подобным, наносят своим «творчеством» материальный ущерб как собственникам зданий, так и местному бюджету, ведь устранение таких надписей обходится в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные для района нужды.

В руках милиции есть весьма серьезные инструменты воздействия на тех, кто портит  имущество. В уголовном и административном законодательстве существует перечень статей, под юрисдикцию которых подпадают действия вандалов.

В зависимости от величины нанесенного ущерба и сущности надписей, нанесение граффити является административным правонарушением или уголовно наказуемым деянием. И административная, и уголовная ответственность за такие действия наступает с 14 лет.

Необходимо отметить, что независимо от вида назначенного виновному лицу наказания, обязательным является возмещение ущерба, причиненного в результате повреждения имущества как в добровольном, так и в судебном порядке.

Страна, город, район, любое общественное место – это наш общий дом. И от того, насколько хорошо он выглядит, зависит настроение, самочувствие, желание в нем жить и работать.

свернуть