Дефектолог

Нормы развития речи ребенка 6-7лет

Нормы развития речи ребенка 6-7лет

  1. Словарный запас.

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник

  • долженвладеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова(профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)
  • Не должен путать сходныепредметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан - говорит «чашка».
  •  Должен знать из чего состоят предметыу дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.
  • Ваш ребёнок должен владеть достаточным количествомглаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет.  Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антонимвысокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилойПредлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.  К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

  1. Грамматический строй, связная речь.

К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное числостулья, окна, ведра, пни, дома.

Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.

Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.

Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.

Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

  1. Звукопроизношение.

К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих СЗЦ, губное произношение Л, дефекты звуков РШЖ. Родители должны включиться в совместную работу. Без вашей помощи логопеду будет трудно, а иногда и невозможно достичь скорого результата.

 

свернуть

Нормы развития речи ребенка 5-6 лет

Нормы развития речи ребенка 5-6 лет

  1. Словарный запас

В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.).

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...), наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).

Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

- название своей страны и столицы государства;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

  1. Грамматический строй речи

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

  1. Связная речь

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

  1. Звукопроизношение

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

 

свернуть

Нормы развития речи ребенка 4-5 лет

Нормы развития речи ребенка 4-5 лет

  1. Словарный запас.

Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «ёлочка – дерево – растение».  Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.  Могут подбирать к словам антонимы.

  1. Словообразование и словоизменение.

Развивается способность к словообразованию.  Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, громко - громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

  1. Связная речь

В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений.  Пятилетний возраст - это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.  Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).

  1. Речевой слух (фонематический слух).

Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например, при пересказе сказки. Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

  1. Звукопроизношение.

К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж), если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р'.

 

свернуть

Нормы развития речи ребенка 3-4 лет 

Нормы развития речи ребенка 3-4 лет 

  1. Словарный запас

Ребенок к трем годам успевает «обзавестись» достаточным опытом для простых суждений, ему есть что сказать, при этом катастрофически не хватает слов. Многие логопеды и педагоги считают промежуток между тремя и четырьмя годами поистине золотым, поскольку за это небольшое в рамках человеческой жизни время словарный запас удваивается и появляется навык первых умозаключений. Главным маркером, по которому родители могут заметить этот качественный скачок, является объединение ребенком похожих явлений или предметов в группы. Кроме того, в речь активно входят местоимения и сопутствующие им смыслы – маленький человек учиться понимать значение слов вроде «мое», «твое», «мы», «наше» и т.п. Также в этот период появляются простые числительные, пусть и не всегда правильно употребляемые, но сам факт их употребления служит сигналом появления логического мышления. Это важные моменты формирования личности, и если они однозначно заметны, то в общих чертах все идет хорошо.

Еще одним признаком нормального развития ребенка в период от трех до четырех, является удлинение предложений. Еще совсем недавно маленький человечек говорил односложными словами вроде «дай» или «пошли гулять». В этот период фразы становятся более развернутыми, появляются глаголы и прилагательные. На фоне улучшения дикции и естественного интереса к значениям новых слов развитие речи, как правило, происходит очень быстро.

  1. Звукопроизношение.

В случае если многие буквы выговариваются недостаточно четко, могут возникать проблемы, поэтому над дикцией нужно начинать работать. Но, в общем и целом, «звуковое несовершенство» в этом возрасте вполне объяснимо, и связано с недостаточной координацией мышц речевого аппарата и сопутствующими физиологическими причинами.

Некоторые родители нервничают по поводу неверного произнесения шипящих, и совершенно напрасно. Если не вдаваться в логопедические тонкости, замена шипящих букв на свистящие является возрастной нормой – слова типа «каса» (каша), «сапка» (шапка), «цясы» (часы), обретут «общечеловеческое» звучание в промежутке от пяти до шести, иногда и до семи лет.

свернуть

Нормы развития речи ребёнка 2-3 лет 

Нормы развития речи ребёнка 2-3 лет 

  1. Лексический (словарный) запас.

Словарный запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.

Основными словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще появляются слова-признаки, наречия, предлоги.

После двух лет ребёнок с интересом слушает и понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш старается выполнять лёгкие словесные инструкции.

  1. Фразовая речь

Почти все мои коллеги сходятся во мнении, что в 2 года дети должны уже начать говорить фразами.

Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.

Например: «Мама, дём» - мама, идём. «Дай пи» - дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».

Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть.

Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.

  1. Звукопроизношение.

Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба - «сюба», жарко - «зяйко», чашка - «цяська» и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч - «мять». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка - «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка - «сюмка», зубы - «зюбы».

Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют, искажаются или заменяются на звуки [л'], [й]. Например, рука - «ука», река - «ека», лампа - «ампа», салат - «сялят», стул - «стуй».

свернуть

Логопедический словарь для родителей

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

свернуть

Что делать, если у ребёнка — дисграфия? Полезные упражнения и игры

Что делать, если у ребёнка — дисграфия? Полезные упражнения и игры

В первую очередь, нужно обратиться к специалисту, который правильно определит вид нарушения и подберет соответствующую программу корректировки.

 Полезные игры и упражнения.

Дома вы можете делать следующие корректирующие упражнения:

— Упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха:

  • Игра «Поймай букву»: взрослый говорит, какую букву нужно «ловить» (чаще это гласная буква), и затем произносит ряд слов. При произношении слова с заданной буквой ребёнок должен хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Поймай букву-2»:  взрослый называет букву и затем произносит различные слова. Ребёнок должен после каждого слова сказать, в каком месте слова была эта буква (в начале, в середине или в конце). Разучивайте с ребенком лого-стишки на определённую букву, отрабатывая произношение, а затем усложняйте задание — одновременно с произношением стишка нужно выкладывать какую-либо заданную фигуру из спичек (палочек).

— Развивайте пространственное восприятие: лепите буквы, рисуйте буквы, складывайте их из палочек, (крупы, макарон….) делайте аппликации, разбирайте буквы на запасные части и собирайте новые, играйте с буквами — дайте ребёнку на тактильном плане ощутить, что это такое — буква. Произносите звук  одновременно с тактильным восприятием, закрепляя в памяти это соответствие.

— Играйте в игры на пространственное восприятие:

  • Пишите графические диктанты.
  • Играйте в игры типа «муха» — в квадрате 3х3 клетки в центральной клетке рисуется муха. Взрослый называет направление движения «мухи» — вверх-вниз-вправо-влево.. и т.д. Ребёнок следит глазами за тем, куда летит муха. Задача ребёнка — хлопнуть в ладоши, и тем самым поймать муху, если она вылетит за пределы квадрата. На начальном этапе ребёнок может помогать себе карандашом или пальцем — отмечая, где сейчас муха, затем необходимо оставить только глазодвигательные движения. Можно увеличивать квадрат, постепенно добавляя новый уровень, вплоть до игры «муха в кубе»

— Развивайте общий словарный запас ребёнка, поощряйте чтение — если он уже читает, или занимайтесь по тренажёрам для чтения, если ребёнок плохо читает или имеет проблемы с чтением

— Играйте в узнавания предметов и букв при их неполной прорисовке (половина фигуры/буквы , зашумлённые фигуры/буквы, несколько наложенных друг на друга изображений — ребёнку нужно выделить нужное и обвести).

— Читайте тексты-«перевертыши»: замените несколько слов в тексте словами, написанными вверх ногами или задом наперёд. Достаточно нескольких слов в нескольких предложениях.

— Игра «найди букву»: в предложенном тексте нужно подчеркнуть все заданные буквы (или значки в рядах значков, если ребёнок еще не умеет читать). Это упражнение развивает узнавание и внимательность

— Составляйте простейшие предложения и рассказы по картинкам (соревнуйтесь,

у кого больше слов в предложении; больше предложений)

— Ищите пропущенную букву в словах: взрослый пишет слова, пропуская одну букву и указывая место пропуска, а ребёнок должен сказать, какая буква пропущена.

— Проходите лабиринты: сначала проводя пальцами по лабиринту, затем проводя линию карандашом, и после этого — только глазами.

— Развивайте чувство ритма: учите стишки и отстукивайте ритм стиха, делайте хлопок на определённом слоге при произношении ряда слов, играйте в игру — «повтори ритм».

— Просите ребёнка назвать сколько букв в слове, сказать, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в тексте (текст и слова должны восприниматься на слух).

Эти и многие другие корректирующие упражнения для дисграфиков помогут преодолеть эту проблему.

Коррекция дисграфии — процесс длительный и трудоёмкий. Начинать работу в этом направлении нужно при первых признаках нарушений…..(речи, словообразования, нарушения распознавания предметов и пр.).

свернуть

Дисграфия. Причины, симптомы.

Дисграфия у детей: причины, симптомы.

«Ребёнок любит читать, но в письме делает кучу ошибок, в самых простых словах. Что делать? Как это исправить?», «Сын учится во втором классе и делает очень много ошибок в диктантах и даже при списывании. Как научить ребёнка писать без ошибок? Помогите!» Подобные крики о помощи можно найти на любом родительском форуме в интернете. Согласно исследованиям, нарушение процесса письма, известное как дисграфия, является довольно распространённым расстройством и выявляется у более чем 50% школьников младших классов и более 30% учащихся средней школы.

Что такое дисграфия?

Дисграфия — это частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.

Само слово «дисграфия» произошло от двух греческих слов: «DIS» (расстройство) и «Grapho»  (пишу).  Дисграфия проявляется в виде постоянных однотипных ошибок при письме.

 

Проявления дисграфии во многом схожи с проявлениями дислексии, с той разницей, что при дислексии нарушения проявляются при чтении (неправильное произношение, замена звуков, перестановка слогов, нарушение разделения слов в предложениях и пр.), а при дисграфии похожие нарушения наблюдаются на письме.

 

Виды дисграфии:

В зависимости от нарушения или несформированности того или иного процесса письма различают 5 форм дисграфии:

 

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия: эта форма дисграфии проявляется в написании букв, обозначающих звук при произношении, т.е. ребёнок пишет именно так, как он произносит  слово. Причинами данного вида дисграфии является нарушение произношения и фонетико-фонематического слуха (дислалия, ринолалия, дизартрия). Пример данного вида дисграфии: «холосо — хорошо», «селый — серый», «цетёт- цветёт» и т.д.
  2. Акустическая дисграфия: данная форма дисграфии проявляется в замене на письме шипящих/свистящих, твёрдых/мягких и звонких/глухих букв. Причиной, приводящей к появлению этого вида дисграфии, является нарушение распознавания близких по звучанию звуков речи, т.е нарушение фонемного распознавания. Примеры: «тупик-тюбик», «прыкать-прыгать», «крип-гриб» и т.д.
  3. Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза проявляется в искажении структуры текста. Происходит пропуск букв, перестановка слогов и букв местами, слитное написание слов, разделение приставки и/или окончания с основой слова, зачастую слитное написание всех слов в предложении. Причиной возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит неумение дифференцировать слова и слоги. Примеры нарушения: «стол-сотл», «идёт дождь — идедошь», «на столе-настоле» и пр.
  4. Аграмматическая дисграфия: можно сказать, это косноязычная форма письма. При этой форме нарушается правильность употребления падежных окончаний, наблюдается неправильная постановка рода или числа, затруднение при применении правил, неправильная постановка мягкого знака, неумение найти орфограмму, нарушение последовательности слов в предложении и пр. Например: «много деревьев — много деревов», «мой папа - моя папа», «котёнок- котёнки» и пр.
  5. Оптическая  дисграфия: наиболее часто встречаемая форма дисграфии. При такой форме дисграфии ребёнок испытывает трудности с визуальным различением похожих букв. Причиной её возникновения является недостаточно сформированные навыки зрительного узнавания символов, слабо развитая зрительная память, а также синтез увиденного образа, образа в памяти и пространственного представления этого образа. Чаще всего при этом заменяются буквы, схожие по написанию, но различно расположенные в пространстве. Буквы могут заменяться как на существующие в языке, так и на несуществующие, но с сохранением схожих элементов (Б-Д, Т-Ш, И-Ш, П-Т, Ж-Х, Л-М, Ц-Щ), возможно написание букв зеркально (буквы И, Е, Я ).

 

Причины дисграфии

 

Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее  возраста 8-9 лет (т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы). К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых.

Процесс письма — довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:

  • Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
  • Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм (двуязычие в семье), нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр.

Чаще всего дисграфия проявляется  у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга. 

 

     Профилактика дисграфии

Многие родители задаются вопросом — какова профилактика дисграфии?

Прежде всего, относитесь внимательно к своему ребёнку. Если ребёнок поздно заговорил, имеет нарушения звукопроизношения или фразового построения — он попадает в группу риска. Необходимы занятия, направленные на развитие речи и фонетико-фонематического слуха. Заниматься с  ребенком должен как логопед, так и мама. Если наблюдаются органические нарушения, то к профилактике необходимо подключать врачей, для медикаментозной помощи ребёнку.

 

Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, в группе риска развития дисграфии:

 

  • ребёнок-левша или амбидекст;
  • «переученный» левша;
  • ребёнок-билингв;
  • при письме пропускает или путает местами буквы, не дописывает слова и т.п.,
  • есть нарушения фонетического восприяти;
  • нарушение звукопроизношения;
  • у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  • ребёнок рано пошёл в школу.
свернуть

Вашего ребенка зачислили в логопедический пункт?

Для чего и зачем необходим логопедический пункт (ПКПП)?

           Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи.

        Что такое ПКПП?

ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) - форма организации коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи.  

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного и общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении. 
 Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

   -        заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи

   -       заявления законного представителя обучающегося с особенностями психофизического развития.

Основные направления работы:
 - исправление звукопроизношения;
-совершенствование грамматического и лексического строя речи;
-развитие фонематических процессов;
-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики. 
    В период с 1 по 15 сентября проводится фронтальное обследование детей учреждения образования с целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом.
 Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

               Каких детей берут на логопункт?

 

        На логопедические пункты берут не всех детей, а только  нуждающихся в помощи. На занятия зачисляются воспитанники групп и  учащиеся младших классов (постановка звуков, исправление нарушений письменной речи - дисграфии). Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. Оставшиеся дети, нуждающиеся в логопедической помощи, будут зачислятся по мере освобождения мест.

 

            В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

     Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 15 до 30 минут. В зависимости от нарушения занятия могут также  проводиться и в индивидуальной форме.

Причины и виды речевых нарушений
    Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:
  •  внутриутробная патология: хроническая гипоксия плода, токсикозы беременности;
  •    наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  •  неблагоприятные роды и их последствия;
  •   заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  •  общение ребенка с людьми с нарушениями речи;
  •  неблагоприятные социально-бытовые условия.
От родителей требуется:
- создать условия для регулярного посещения занятий;
- интересоваться темами, пройденными на занятии;
- помочь ребёнку в выполнении домашнего задания.
        Не все группы предполагают наличие домашнего задания. Обязательно оно при постановке звуков. В группе «Профилактика дисграфии» методика не предусматривает домашнего задания. Так как любая письменная работа ученика является закреплением навыков, получаемых на коррекционном занятии. В данном случае родителям важно получить у учителя-дефектолога советы и рекомендации.
Помните! Самые важные и близкие люди в жизни 
каждого ребёнка — это его родители. 
Будьте внимательны к малышу. А мы вам с радостью поможем.
свернуть

Речевая готовность к школе

поделиться в: