Летний оздоровительный период 2024

Организация образовательного процесса в летний оздоровительный период

Организация образовательного процесса 

в летний оздоровительный период

  •                                        

     

  • Организация образовательного процесса в учреждении образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

         Содержание образования воспитанников в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

    - включенность педагога в деятельность наравне с воспитанниками;

    - добровольное присоединение воспитанников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

    - свободное общение и перемещение воспитанников во время деятельности;

    - открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

    - интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

         В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности воспитанников физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

    - самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    - организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач.

    Физкультурно-оздоровительная работа

    • Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
    • В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

    Физкультурно-оздоровительная работа включает:

    • утреннюю гимнастику;
    • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
    • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
    • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
    • самостоятельную двигательную деятельность;
    • закаливание.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

    • комплекс общеразвивающих упражнений;
    • обыгрывание сюжета;
    • 3-4 подвижные игры;
    • физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
    • оздоровительный бег на участке;
    • элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

    Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

    повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

    расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

    При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

    • комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
    • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
    • развитие координационных способностей;
    • развитие физических качеств;
    • совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
    • элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
    • игры с элементами спортивного ориентирования;
    • комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

    Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

    Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

    • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
    • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
    • предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
    • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

    Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

    Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

    • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
    • многократное умывание в течение дня;
    • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
    • дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
    • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

     

  • Работа по эстетическому развитию включает:

    • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
    • музыкальную деятельность воспитанников;
    • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

       

      При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

      • рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
      • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
      • экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
      • включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
      • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
      • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
      • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
      • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
      • детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

      В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

      • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
      • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
      • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

      В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

      • использование музыки в режимных моментах;
      • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
      • проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
      • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А.Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
      • сольное и коллективное музицирование;
      • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

      На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.

          В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

        В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

свернуть

Организация летнего оздоровления

 

Организация летнего оздоровления

(организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания)

Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

    Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

     В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

    В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

   В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

    В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

    В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

  • качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;
  • приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
  • С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
  • организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
  • соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
  • обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
  • организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
  • одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
  • проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
  • обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
  • исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
  • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  • функционирование поливочной системы;
  • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
свернуть

Подготовка к летней оздоровительной работе

Подготовка к летней оздоровительной работе

Организация деятельности учреждения образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны руководства учреждения образования.

Директор учреждения образования издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждении образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

  • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования;
  • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  • функционирование поливочной системы;
  • обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
  • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

  С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждения образования в летний период.

   При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие;

В подготовительный период со всеми работниками учреждения образования обсуждаются:

  • ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков;
  • площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);
  • организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
  • организация распорядка жизни и образовательного процесса в летний период;
  • взаимодействие с семьей.                                                                       

      

    Создание безопасных условий жизнедеятельности детей

     

                                                                                             

       За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса руководство учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

    На территории учреждения образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

    Групповые площадки:

    • должны иметь инсолируемую и затененную части;
    • оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
    • на групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
    • обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
    • на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
    • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
    • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
    • игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
свернуть
поделиться в: