Советы психолога

Памятка для педагогов по работе с агрессивным ребенком

Памятка для педагогов по работе

с агрессивным ребенком

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Виды агрессии

1. физическая грессия  (физическое действие против кого-либо);

  1. раздражение(вспыльчивость, грубость); 
  2. вербальная агрессия(угрозы, крики, ругань и т.д.);
  3. косвенная агрессия(направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топание и т.д.); 
  4. негативизм(оппозиционная манера поведения).

 

Особенности работы с агрессивными детьми:

  • ​ Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности
  • ​ Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений
  • ​ Наличие постоянного ответственного поручения в группе
  • ​ Общение на равных, проявление доверия
  •  Недопустимость использования в диалоге с агрессивными детьми бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства  
  • Обсуждение поведения ребенка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева
  •   Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны
  • ​ Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в окружении
  • ​ Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов
  • ​ Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки
  • ​ Лучший способ реагирования на агрессивное поведение - это сохранение спокойствия
  • ​ Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания
  • ​ Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение
  • ​ Доброжелательная аргументация выставляемой оценки
свернуть

Памятка для педагогов по работе с гиперактивным ребенком

Памятка для педагогов по работе с гиперактивным ребенком

Если ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, ребенок – гиперактивный.

Специалисты выделяют следующие клинические про​явления синдромов дефицита внимания у детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это тре​буется.
  3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в кол​лективе.
  5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отве​чает не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. Частые переходы от одного незавершенного дей​ствия к другому.
  7. Неумение играть тихо, спокойно.
  8. Болтливость.
  9. Мешают другим, пристают к окружающим

Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми дол​жна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей

 

Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся.

  • ​ Инструкции учителя должны быть чёткими и немногословными; тон учителя - нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку.
  • ​ Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребёнком чуть аккуратнее, чем предыдущая.
  • ​ Проверка знаний обучающихся с СДВГ в начале урока.
  • ​ Избегание категоричных ответов.
  • ​ Объяснение учебного материала ребёнку отдельно (при необходимости).
  • ​ Соблюдение чётких временных интервалов начала и окончания урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.
  • ​ Организация чёткого контроля над выполнением ребёнком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника.
  • ​ Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.
  • ​ Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов.
  • ​ Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности ребёнка: раздать тетради, стереть с доски).
  • ​ Развитие навыков самоконтроля.
  • ​ Обучение ребенка навыкам планирования своей деятельности.
свернуть

Памятка для педагогов по работе с застенчивым ребенком

Памятка для педагогов по работе

с застенчивым ребенком

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

 Застенчивость «читается» по внешним признакам:- покраснение лица;- потливость;- дрожь;- учащение сердцебиения;- стесненное дыхание;- сгорбленная поза;- опущенные вниз глаза;- тихий голос;- скованность мышц и движений.В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.Худший исход - невроз (а состояние застенчивости ведь может варьироваться от «легкой необщительности» до глубокого невроза), депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

Особенности работы с застенчивыми детьми:

1.​ Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2.​ Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.

3.​ Включать в общественные посильные дела.

4.​ Хвалить самостоятельность.

5.​ Стимулировать личную ответственность.

6.​ Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.

7.​ Если уровень его притязаний завышен, помогите найди адекватный.

8.​ Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.

9.​ Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

свернуть